- 11 июня 2025 15:52
- Статья
Без формы, без правил, без налогов: как Башкирия собирается менять рынок автопомощи
Лента новостей
Законодатели региона намерены разработать проект федерального закона об аварийных комиссарах

Business FM собрал мнение экспертов.
На этой неделе в Госсобрании Башкирии создали рабочую группу по правовому регулированию деятельности аварийных комиссаров. В пресс-релизе парламента, от имени его спикера Константина Толкачева, говорится о необходимости подготовить предложения, которые лягут в основу будущего проекта федерального закона:
«Следует законодательно закрепить статус аварийного комиссара, создать единый реестр и отладить механизм взаимодействия между профессиональным объединением комиссаров и ГИБДД — в интересах автовладельцев и всех участников дорожного движения».
Рустем Ахунов, депутат Госсобрания и руководитель рабочей группы, рассказал Business FM, что после жалоб автовладельцев и анализа статистики у законодателей появились вопросы к бизнесу аварийных комиссаров:
«Не установлено ценообразование на этом рынке: непонятно, сколько эта услуга должна стоить. Нет экономически обоснованного механизма формирования цены. То есть любой, кто захочет, может назвать себя "аварийным комиссаром" и приехать на место ДТП. Причём зачастую они приезжают раньше сотрудников ДПС. Любой человек может составить протокол как попало (европротокол — ред.). Соответственно, возникает риск, что страховая компания не примет такой документ и не выплатит возмещение. Бывают даже конфликты между самими комиссарами за клиентов».
По оценке специалистов, рынок услуг аварийных комиссаров в России составляет около 500 миллионов рублей в год, с которых, как правило, не уплачиваются налоги. Башкирия по итогам 2024 года заняла 6-е место среди регионов по числу оформленных европротоколов.
Ахунов отметил, что речь идёт о закреплении правового статуса комиссара и базовых требований к его компетенции:
«Могу сказать, что в первом приближении речь, скорее всего, пойдёт о саморегулировании и базовых положениях, которые должны быть зафиксированы в федеральном законе. К примеру, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий эти услуги, должен хотя бы знать правила дорожного движения, уметь грамотно оформить документы и качественно предоставить услугу. Наверняка должен иметь опознавательные знаки, указывающие на то, что он — аварийный комиссар, входящий, например, в СРО. Мы исключаем вариант лицензирования. Считаем, что этот вид деятельности не требует получения лицензии».
Сергей (фамилия не указывается по просьбе), владелец юридической компании, оказывающей услуги аварийных комиссаров, поддерживает идею создания отраслевого СРО:
«Из-за того, что на рынке есть неквалифицированные исполнители, водители сталкиваются с проблемами: ошибки в документах, неправильные консультации. Средняя стоимость услуги — от трёх тысяч рублей. Люди платят за удобство и за то, чтобы быстрее разобраться в ситуации на дороге. Насколько мне известно, страховые компании эту услугу не компенсируют. В Уфе, по моим наблюдениям, этой деятельностью профессионально занимаются 3–4 компании».
А вот эксперт по транспорту Олег Арефьев не считает, что рынок нуждается в дополнительном регулировании. По его мнению, под предлогом «законопроекта» могут попытаться ограничить взаимодействие комиссаров с автоюристами:
«Часто аварийный комиссар помогает правильно заполнить европротокол — то, что водитель, в принципе, может сделать сам. Комиссар объясняет, что можно вписать, а что — нет. Это, по сути, платная просветительская функция. Но со временем они стали рекомендовать пострадавшим обращаться к юристам, с которыми сотрудничают. И эти юристы потом "разворачивают" страховые компании на крупные суммы — через суд и по закону. Страховщикам это, конечно, не нравится: мало того, что приходится платить, так ещё и штрафы добавляются. Я не понимаю, что именно тут планируется регулировать. Запретить комиссару советовать юриста невозможно. А основная проблема, похоже, именно в этом».
По словам Рустема Ахунова, первое заседание рабочей группы может состояться уже в начале июля. В состав вошли представители ГИБДД, Минтранса, регионального Центра профилактики ДТП, страховых организаций и другие эксперты.
Рекомендуем:
Популярное
Тимур Мухаметьянов покинул Ространснадзор
В Уфе впервые состоится Всероссийский летний корпоративный фестиваль «Трудовые резервы»
В Абзелиловском районе создали наблюдательный совет по проекту «Салаватское»
В Уфе откроется сад современной городской скульптуры «Аллея горожан»
Башкирия профинансировала размещение беженцев из Сирии на 7 млн рублей
Последние новости