Понедельник, 29 сентября 2025

ЦБ

$ 83.61

97.68

BRENT

$ 68.17

/

5699

RTS

1023.11

16+

+16

  • 29 сентября 2025 17:33
  • Статья

Ввоз иномарок станет дороже, но льготы могут расширить: как меняются правила утилизационного сбора?


Лента новостей

Одна из мер — освободить от уплаты некоторые автомобили. Предложение рассмотрят в Госдуме.

Дамир Губайдуллин

Утилизационный сбор — это платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 при вступлении страны в ВТО. Среди неудобств утильсбора депутаты Госдумы выделяют несколько моментов. Например, компании, ввозящие шасси для последующей сборки машин на экспорт, вынуждены платить сбор сразу при ввозе. По мнению парламентариев, это противоречит логике данных процедур, так как ввезенные товары сохраняют статус иностранных и не поступают в свободное обращение на российском рынке — то есть не используются по назначению и не должны утилизироваться в России. Кроме того, если товары в итоге будут вывезены, механизм возврата уплаченного утилизационного сбора не предусмотрен, считают авторы законопроекта.

Теперь предлагается освободить от утилизационного сбора автомобили, которые ввозятся в Россию, хранятся на таможенных и свободных складах для переработки или хранения и, таким образом, поддержать российские компании. По мнению депутатов, федеральный бюджет не пострадает: если после хранения или переработки товары будут выпущены для продажи внутри страны, утильсбор будет уплачен в полном объеме вместе со всеми остальными таможенными платежами.

А что в Башкирии? Поступления в бюджет республики от утильсбора выросли за год в 2,5 раза. Импортеры заплатили на 536 миллионов рублей больше за ввезенные машины. За год физические и юрлица оформили в региональной таможне 2780 автомобилей, чаще всего марки Toyota, BMW, Hyundai, Geely из Кыргызстана, Казахстана и Беларуси.

Пострадает ли бюджет от введения таких льгот? По мнению основателя бухгалтерской компании «Эко Финанс Групп» Евгении Трушниковой, изменения в законодательстве сократят расходы экспортных компаний. При этом существенного влияния на бюджет нововведение не окажет:

 «Этот законопроект убирает техническую ошибку в системе утильсборов.  Да, возникал момент, когда организации платили его дважды: первый раз на таможне, и второй раз – при реэкспорте. Поэтому таким законопроектом просто минимизируются затраты организаций, в том числе, на экспортные поставки. Потеряет ли от этого бюджет? Если даже потеряет, то не сильно. Таким компаний не очень много. Это существенная льгота для организаций, производственных компаний, которые импортируют товар, разбирают запчасти в России и используют все это дальше на реэкспорт».

 

Однако с 1 октября вступают в силу другие поправки в законодательство: ввоз иномарок мощнее 159 л.с. станет дороже. Теперь для таких автомобилей включается коммерческий тариф. С октября за ввоз иномарки мощнее 159 л.с.  придётся заплатить порядка 600 тысяч рублей. Заложено ежегодное увеличение ставок. Уже в 2026 минимальный сбор вырастет до 800 тысяч, а к 2030 достигнет миллиона рублей.

К чему могут привести такие изменения? Автоэксперт Николай Живец прогнозирует  рост цен и старение автопарка:

 «Зачем нам нужна конкуренция? Чтобы товары бесконечно не дорожали. Убирая конкуренцию, мы устанавливаем, пусть не монополию, но существенно ограничиваем количество игроков на рынке. Конечно, цены будут значительно выше. Может быть, повысится покупательская способность. Но, наверное, меньше будем покупать новые автомобили, автопарк просто будет стареть. Он и так достаточно старый: там больше половины автомобилей старше 15 лет. Все это повлечет, естественно, износ парка, и, в конце концов, скажется и на безопасности дорожного движения. Да, конечно, отдельные экземпляры 15, и даже 20 лет способны передвигаться. Но, если брать в общем, старение автопарка не улучшит ситуацию на дорогах».

 

После вступления в силу изменений под удар могут попасть популярные в Башкирии автомобили. Например, базовый Haval H3 проходит по льготе: его стандартная мощность составляет 143 л.с,  у топовой версии - уже 177. Аналогичная история и с седаном «Москвич 6».

поделиться

поделиться


Популярное