- 13 апреля 2023 10:12
- Новость
Объясняем на пчелах: как экосистема помогает бизнесу Башкортостана
Лента новостей
Видеть новые возможности там, где другие видят препятствия – особенность жителей нашей республики. Пока экономические гиганты за рубежом терпят кризис, в Башкортостане растет количество самозанятых и индивидуальных предпринимателей – только за прошлый год их число увеличилось более чем на 10 процентов. Быстрее встать на ноги и получить прибыль с собственного бизнеса предпринимателям республики помогают технологии. О том, как одно умное устройство может спасти десятки пчелосемейств и центнеры урожая, какие способы привлечь новых клиентов лучше всего работают после ограничения рекламы в соцсетях и насколько перспективна отрасль внутреннего туризма в Башкирии, мы поговорили с Егором Фисюком, директором МТС в Республике Башкортостан.

- Егор, начнем с самого простого примера. Общеизвестно, что в нашей республике особое место занимает пчеловодство, на рынке десятки, если не сотни пасек, предлагающих свою продукцию. Для такого маленького бизнеса, наверное, любые технологические новшества покажутся слишком дорогими и по факту нерентабельными?
- Вовсе нет. Технологии – это не обязательно дорого, более того, сейчас именно малый и средний бизнес активно ищет возможности цифровизироваться и при этом сэкономить или оптимизировать трудозатраты персонала. И даже пасечникам-любителям нам есть что предложить. Совсем недавно мы помогли небольшой пасеке в Бирском районе сохранить пчел во время зимовки. Помог в этом умный датчик «Цельсиум» - наша разработка, созданная для контроля микроклимата в любых помещениях. Устройство установили в омшанике, чтобы вести круглосуточный мониторинг за температурой и влажностью. Если какие-то параметры отклоняются от нормы, пасечник сразу же получает уведомление в приложении и может оперативно отреагировать, посмотреть, что случилось. Данные с «Цельсиума» можно хранить в облаке МТС любое количество времени, а сам он не требует никаких специальных навыков для монтажа, его можно установить прямо во время зимовки, не потревожив пчел.
Наше устройство пользуется спросом не только у пчеловодов Башкирии – в других регионах датчики «Цельсиум» помогают контролировать температуру в теплицах и овощехранилищах, защищая урожай, следят за соблюдением микроклимата в музеях, библиотеках и медицинских учреждениях. Пользователи «Цельсиума» застрахованы от случайностей, когда в ночное время или в выходные дни может отключиться электроэнергия или отопление, потому что датчик автономный и питается от батареек. Заряда хватает на два года, все это время прибор не нуждается в дополнительном обслуживании и, соответственно, не требует никаких затрат.
- Действительно, малый бизнес привык тщательно планировать бюджет и не тратить лишнего. При этом одна из основных проблем, с которой могут столкнуться мелкие предприниматели – отсутствие клиентов из-за невозможности эффективно и недорого рекламировать свои услуги. Можете что-то посоветовать?
- Да, многие предприниматели – не только мелкие, но и крупные тоже – столкнулись с проблемами продвижения, когда в прошлом году исчезла возможность размещать недорогую рекламу в некоторых популярных социальных сетях. Тогда настоящее второе рождение пережили SMS: за 2022 год мы зафиксировали двукратный рост спроса на информационные рассылки среди бизнеса республики. Причем интересно то, что SMS-сообщения компании использовали и для продвижения своих товаров и услуг, и для набора персонала.
МТС – это целая экосистема, у нас есть не только большое количество разных сервисов, но и огромный массив обезличенных «больших данных». Благодаря им мы можем максимально точно настраивать критерии получателей информационных рассылок. В итоге люди получают сообщение именно в тот момент, когда оно особенно для них актуально. Рассмотрим пример на тех же пчелах: если предприниматель, допустим, хочет достичь максимальных продаж косметических препаратов, в составе которых есть мед, он может сделать индивидуальное предложение тем, кто регулярно покупает косметику или часто посещает салоны красоты. Или же можно разослать рекламу медовых наборов всем посетителям уфимских гостиниц, потому что туристы в качестве подарков из Башкортостана чаще всего покупают мед. Каналы тоже можно использовать разные – «классические» SMS, мессенджеры, социальные сети - в зависимости от возраста и интересов аудитории.
У МТС есть своя рекламная платформа МТС Маркетолог, через которую можно самостоятельно запускать кампании стоимостью всего в несколько десятков тысяч рублей и точечно привлекать клиентов. Сервис доступен и с компьютеров, и с мобильных устройств, есть готовые рекомендации по таргетингу и примеры продающих текстов для различных видов бизнеса: от ресторана и салона красоты до гостиницы.
- Вот давайте как раз про гостиничный бизнес поговорим. Еще одним несомненным богатством нашей республики является природа. Количество приезжающих к нам туристов всегда было немалым, а в последние годы внутренний туризм в республике переживает настоящий бум. Но и здесь не без сложностей – например, после ухода из России крупных сервисов путешественники часто уже на этапе поиска жилья сталкиваются с проблемами. Есть ли уже какие-то отечественные решения для бронирования жилья и для поддержки внутреннего туризма в целом?
- Да, у нас есть решения, которые полезны и туристам, и бизнесу в сфере гостеприимства. Продукты нашего направления МТС Travel помогают туристам самостоятельно планировать поездки и бронировать отели. Просто заходите на сайт https://travel.mts.ru/, выбирайте направление и бронируйте самое выгодное жилье. В дальнейшем будут доступны возможности всей экосистемы, начиная с покупки билетов на транспорт, заказом экскурсии, гида, арендой авто, покупкой билетов на концерты – в общем, все необходимое, чтобы организовать качественный отдых, в одном месте.
Кроме того, теперь на туристические сайты Башкортостана можно добавить наш модуль бронирования отелей. Регион при этом будет получать комиссию с забронированного и оплаченного на портале жилья. Модуль бронирования, интегрированный в сайты, где туристы черпают информацию о предстоящем отдыхе (например, на страницах курортных бюро или туристических порталах) поможет быстрее и эффективнее спланировать визит в республику, и даже подтолкнуть к принятию решения о поездке тех путешественников, которые пока не определились с вариантом отпуска.
Также с помощью обезличенных «больших данных» мы можем предоставить различную информацию о турпотоках и проанализировать ее. Мы можем оценить, из каких регионов приезжали туристы, сколько времени длилась поездка, какие места они посещают и, главное, что за люди приезжают в регион. Это, например, семьи с детьми с высоким доходом или молодые активные студенты с ограниченным бюджетом. Исходя из этого, в регионе можно планировать событийный туризм или строить ту инфраструктуру, которая необходима путешественникам.
Мы не только помогаем гостям региона оставаться на связи, но и знакомим туристов с достопримечательностями региона. В прошлом году мы запустили новый пешеходный гид по Уфе с советами и интересными историями, которые не всегда известны даже самим уфимцам. Гид «Уфа вдохновляющая» доступен в нашем приложении МТС Live. Также советую отправиться в национальный парк «Башкирия» и пройтись по маршруту «Таллы» с аудиогидом от МТС. Гарантирую, что вы узнаете много нового: от информации про птиц и животных до башкирских легенд и преданий.
- Раз уж заговорили о заповедных территориях – по вашим наблюдениям, сейчас люди чаще выбирают на отдыхе «цифровой детокс» или даже в отпуске предпочитают оставаться на связи?
- Однозначно, все путешествия уже давно стали «цифровыми», и куда бы люди не отправлялись – в семейный отпуск, в тур выходного дня по республике или даже просто к себе на дачу – они предпочитают оставаться на связи. Доступ в интернет даже на отдыхе нужен тем, кто привык смотреть кино или читать со смартфона. И таких людей, судя по нашей статистике, все больше. Мы видим сезонные изменения трафика, можем прогнозировать перемещения абонентов и, соответственно, усиливаем сеть там, где ждем наплыв пользователей.
Так, недавно мы обеспечили связью сразу несколько популярных туристических точек республики – деревню Шамсутдин вблизи большого озера на территории Бирского района, Толпарово, турбазы на Нугушском водохранилища, железнодорожную станцию «Айгир». Совсем недавно наша связь появилась в очень колоритном месте - единственном в Башкирии и на всём Южном Урале, где можно остановиться в настоящих башкирских юртах. Советую летом отправиться именно туда. Юрты, как и в древние времена, изготовлены из войлока и дерева и помогают туристам погрузиться в жизнь и культуру коренного этноса – кочевых башкир. Наличие связи в таких местах помогает и самим туристам, и владельцам отелей – одни рассказывают о своем отдыхе в социальных сетях, другие же имеют возможность привлекать новых клиентов с помощью «цифры». Проще говоря, в выигрыше все.
В цифровую эпоху постепенно меняются и подходы к ведению предпринимательской деятельности. Современные технологии помогают бизнесу быть более гибким, открывать для себя новые направления деятельности и оставаться на рынке даже при изменении внешних условий.
Популярное
Кто точно останется на следующий сезон в «Салавате Юлаеве»?
Школу в уфимском микрорайоне Глумилино планируют открыть 1 сентября
Супруга главы Башкирии рассказала о новом проекте
Концертов звезд и салюта не будет: День города в Уфе пройдет скромно
Из Уфы до Челябинска на «Ласточке»: новый маршрут стартует этим летом
Последние новости