Четверг, 26 июня 2025

ЦБ

$ 78.39

91.74

BRENT

$ 68.31

/

5354

RTS

1124.30

16+

+16

  • 18 июня 2025 12:00
  • Новость

Продажа бизнеса: что делать дальше после презентации материалов


Лента новостей

На Business FM цикл программ «Атомная экономика» с Александром Зайцевым, основателем и генеральным директором компании Atomic Capital.

Эксперт в области M&A Александр Зайцев — об общении с инвесторами, NBO и ключевых критериях сделки.

Александр, какие этапы идут следом за подготовкой презентационных материалов для сделки?

– На втором этапе начинается самое важное — общение с потенциальными инвесторами. Здесь есть две ключевые позиции. Во первых, нужно помнить: второго шанса произвести первое впечатление не бывает. К каждой встрече нужно тщательно и скрупулёзно готовиться.

Во вторых, уже после установочной встречи, когда инвестор получил тизер и предварительную инвестиционную презентацию, он обязательно захочет провести Q&A сессию — блок вопросов и ответов. Здесь нужно быть крайне аккуратным: не стоит рассказывать обо всём сразу. Любой неструктурированный комментарий может привести к искажённой картине бизнеса в глазах потенциального инвестора. Надо действовать чётко и последовательно.

Что происходит дальше?

– Когда мы провели несколько таких встреч, наступает этап сбора NBO — необязывающих предложений, в которых инвесторы заявляют свою предварительную заинтересованность в активе.

Является ли цена ключевым фактором для продавца?

– Для продавца цена важна, но не является определяющей. Я бы не отдавал ей 100% веса. Есть множество других аспектов, которые фиксируются в NBO: сроки проведения сделки, размер бизнеса потенциального покупателя, условия эксклюзивности продуктов или услуг, условия интеграции, опционы и т. д. Эта совокупность параметров важнее отдельных цифр. Поэтому цена — важный, но не ключевой фактор в структуре сделки.

 

поделиться

поделиться


Популярное