Сообщается, что компания утратила ключевые активы в ходе процедуры банкротства в 2016–2020 годах. Единственный ликвидный актив — судоремонтный завод — в начале 2024 пытались продать за 42,5 млн рублей, но позже лот сняли с торгов.
При этом Шайнуров сегодня управляет затонским судоремонтным заводом, входящим в состав речного пароходства. По его словам, он не собственник предприятия:
«Я пока не являюсь ни акционером, ни бенефициаром компании. Единственное, что сегодня я номинировал себя как лицо, как руководитель группы компаний, который готов участвовать в процедуре покупки той доли акций, которую будет продавать республика. В группу компаний входят «Транстерминал» и «Башкирская строительная компания»».
Оценка пакета акций еще не проведена, но, вероятно, на стоимость окажет давление долговая нагрузка предприятия. Только судостроительный завод должен своим кредиторам около 600 млн рублей. В случае покупки Шайнуров планирует представить правительству концепцию развития судоходства на реке Белой и модернизацию флота:
«Сейчас этим вопросом занимаюсь. Мы сформировали мероприятия по краткосрочной перспективе ремонта имеющегося флота и его восстановления. И долгосрочная перспектива – разработка проектов (новых судов – ред.), которые мы будем производить на площадке завода, которые будут эксплуатироваться не только на Белой, но и в акватории Камы и Волги. Ну и следующее приоритетное направление – формирование флота для дноуглубительных работ, может, в акватории Волги, Каспийского и Черного морей. В планах по строительству мы для себя вынашиваем строительство буксиров и землеотвозных шаланд, которых сегодня недостаточно, и большая часть компаний занимающих дноуглубительными работами в речной и морской акватории имеют дефицит такого флота».
Часть завода в Затоне находится в аренде у города. При этом Шайнуров заметил, что речи о тотальной застройке жильем территории завода не идет, но планы по переводу части мощностей завода в Агидель еще рассматриваются:
«Вопрос открытый и перспективный. В любом случае, думаю мы эту мысль будем не только преследовать, но и реализовывать. Но это не говорит, что мы выводим завод. Завод в любом случае здесь остается и потребность в нем очевидная. Речь идет о строительстве дополнительной площадки, которая будет обладать техническими возможностями для обслуживания флота работающего, который будет работать с портом Агидель и морскими портами. Там будет флот, который сюда в Белую не зайдет, это суда класса «река-море» с большой осадкой, и при всем желании здесь на территории завода мы их обслужить не сможем».
Экс-гендиректор «Башкирского речного пароходства» Павел Юрченко считает, что кроме территории судоремонтного завода, пароходство интересно только возможностями по добыче и транспортировке ПГС:
«Строителям нужны нерудные материалы. В 2015 году была попытка продать пароходство Виктору Исламову (председатель совета директоров треста КПД – ред.) за 450 млн рублей оптом, но не срослось, тендер не состоялся. Ну вот сейчас другие строители просто забирают остатки. Я с Шайнуровым встречался только в 2014 году лично, когда он был представителем Башкирии в Москве. И «Башкиравтодор» он возглавлял, который основной потребитель ПГС. Эту тему он понимает, и понимает зачем это надо. Кто там стоит – даже влезать не хочу. Сам по себе судоремонтный завод точно сохранят, потому что ликвидировать его и застроить полностью жильем, это то же самое, что купить автотранспортное предприятие, а вместо ремзоны сделать гостиницу. Ну это глупо. Поэтому судоремонт останется, а вот насчет развивать судостроение - маловероятно».
И Артур Шайнуров, и Павел Юрченко полагают, что круизные перевозки ушли в прошлое, у компании просто нет сейчас таких возможностей, а Белая обмелела настолько, что старые трехпалубные суда 305-го проекта просто не проходили по ним. Ранее эту тему спикеры уже обсуждали в проекте "О том, чего нет" на Business FM:
«Из пассажирских перевозок единственное что в лучшие времена было прибыльно – это банкетоходы с отправлением от Монумента Дружбы, это дни рождения, свадьбы и прочее. Там основную прибыль приносил банкет, ресторанная часть, а сами покатушки никогда прибыль не приносили».
Михаил Кулаков, экс-замгендиректора «Башкирского речного пароходства», а ныне владелец компании по покраске судов «Спецхимремонт» также придерживается мнения, что к круизам пароходство уже не может вернуться на фоне конкуренции с такими компаниями как «Водоход»:
«После экскурсии по «Мустаю Кариму» (четырёхпалубный пассажирский речной теплоход круизной компании «Водоход» – ред.), который мне провел капитан, я понял, что, наверное, 305-й проект, действительно надо было со слезами на глазах поставить в док и забыть. Потому, что настолько разница большая, настолько сервис ушел вперед, все стало современными и красивым. А 305-й проект стал неконкурентоспособным. Другой момент, что ему в этом помогла «Булгария» (крушение теплохода «Булгария» в 2011 году – ред.)».
Кулаков не сомневается, что потенциальные инвесторы извлекут выгоду из сделки с государством:
«Я Шайнурова знаю много лет. Для меня он является очень компетентным и ответственным человеком. Если он и группу людей, которую он представляет, заинтересовало приобретение данного пакета, я уверен, что они эффективно им воспользуются. Другой вопрос, что в рамках расширения, запуска или перезапуска пароходства, или в каких-то иных целей, не могу сказать, но то, что это будет для них максимально эффективно – это точно».
Добавим, оставшийся пакет акций «Башкирского речного пароходства» находится в руках у действующих и бывших сотрудников предприятия.