«В настоящий момент сумма задолженности по данным «ЭСКБ» составляет более 170 млн рублей. Часть этой задолженности «УЖХ Калининского района» не признается, и находится в качестве спорной на разбирательстве в арбитражном суде. Заявление о банкротстве «ЭСКБ» подавала в 2020-м году. Очень крупная управляющая компания, много домов в управление и подтверждение задолженности заняло такое время. Варианты вхождения в состав акционеров мы не рассматриваем. Но в той или иной степени мы на контакте с руководством управляющей компании. В настоящий момент проводится взаимная выверка расчетов, чтобы урегулировать и зафиксировать величину задолженности и в дальнейшем уже решать пути погашения. Либо это будет постепенная реструктуризация, либо банкротство и ликвидация».
Кроме «ЭСКБ», долг от УЖХ в 85 млн рублей требует «БашРТС». Разбирательство с тепловым оператором назначено на 8 апреля.
Впрочем, в факте процедуры наблюдения основатель проекта «Уфасити ми» Вадим Беляков не видит ничего страшного. УЖХ Калининского района Уфы – не первая среди восьми промуниципальных управляющих компаний, прошедшая через нее:
«Ввели наблюдение в Калининском УЖХ. Ну ввели и ввели. Тот же самый Советский УЖХ, если не ошибусь, с 2018-2019 года. Это же кредиторы будут решать, насколько им быстро и оперативно нужно «уронить» контору, чтобы, по сути, прекратить поступление платежей. Сипайлово (Сипайловская УЖХ – ред.) «уронили» быстро – за два года. Кировский – чуть дольше, но тоже умер. Орджоникидзевский относительно быстро, прием с небольшим долгом, за 40 млн рублей их обанкротили, смешная для них сумма была. А «калина» (Калининской УЖХ – ред.) еще долго может стоять».
Впрочем, платежеспособные дома «Калининского УЖХ» уже начали делить между собой частные управляющие компании:
«То, что частные управляющие компании говорят, что сейчас налетят и будут дербанить район, ну а что им раньше мешало? Те, кто хотели, они и без этого делали. Понятно, что сейчас проще будет людей уговаривать: вот, мол, они банкроты, давайте к нам переходите. Доля в этом правды есть. Но, то же Сипайлово: кто хотел, за два года его раздербанил, остались тридцать домов (неликвидных – ред.) по конкурсу, которые никуда не пришей. Кировский, да, весь разошелся по частникам».
Беляков напомнил, что всегда в случае гибели районных УЖХ, встает вопрос, что делать с неплатежеспособными домами, вроде барачных двухэтажек, малосемейками и общежитиями, которые содержались по котловому принципу за счет других домов:
«Когда-нибудь будет у мэрии задача создать городскую бюджетную управляющую компанию, которой придется обслуживать никому ненужный фонд. Давно в кругах в руководства мэрии, и, наверное, республики этот вопрос муссируется. Просто чего-то ждут, пока люди не выйдут на баррикады. Потому, что люди ходят каждые полгода на «Управдомы» (муниципальный жилищный форум – ред.), сливают в гудок негатив, расходятся и все. Не скажу, что они (неплатежеспособные дома – ред.) брошенными останутся, все равно их к кому-то, хочешь или не хочешь «припаркуют». Нельзя, чтобы дом остался без управления».
Директор управляющей компании «Спектр» Радим Юсупов также считает, что УЖХ будет погибать медленно и за это время его лучшие дома успеют переманить другие игроки рынка:
«Это был самый стойкий из всех УЖХ, что были в Уфе, думаю, это (банкротство – ред.) затянется, быстро это не произойдет. Года два еще поживет. Это существенный гигант, более шестисот домов, у нас в Уфе не осталось больше таких гигантов. Причем, УЖХ активно поддерживаемый со всех сторон, у которого до сих пор кипела жизнь. Существенный он или нет, думаю, его имя и количество домов говорят сами за себя. Думаю, что сумма задолженности (перед коммунальными компаниями – ред.) настолько уже большая, что уже уговоры не действовали. С ресурсниками встречаешься, говоришь: ребят, готовы платить, ну не всю сумму, а готовы постепенно закрывать долг под небольшой процент от этой суммы каждый месяц, либо вы меня обанкротите и ничего не получите, либо буду платить определенную часть каждый месяц, но вы будете ее получать. Это мы объясняли «БашРТС», «ЭСКБ». Ни с кем не удалось договориться. Единственный, кто пошел на встречу – «Уфаводоканал». Не знаю, какая ситуация у УЖХ, скорее всего договориться пытались, но у них несговорчивые рессурсники оказались. Возможно, «БашРТС» захотел организовать такую же ситуацию как с УЖХ Орджоникидзевского района — обанкротить, взять под контроль, забрать себе».
Юсупов заметил, что сама Калининская УЖХ еще может спасти положение, в оставшееся до банкротства время создав свой «дубликат», и попробовав перевести под новое юридическое лицо обслуживаемые дома. Но тогда, вероятно, появятся «некорректные» протоколы общих собраний собственников и результатов голосований:
«Такой объем домов перевести за быстрый срок – нереально. Даже за год нереально. Если реально появится «суррогат», «дубликат» УЖХ, который попробует себе разом все перевести, то, конечно, да. Это же везде надо найти инициатора собрания, совет дома, со всеми нужно обговорить условия. Разом, махом, найти то количество людей, которые помогут собрать подписи. ГЖИ (Госжилнадзор – ред.) не проверяет подписи, а проверяет правильность составления документов, правильно ли подсчитан кворум, они не занимаются сверкой оригинальности подписей».
Директор управляющей компании «Спектр» добавил, что предложил четырем домам УЖХ лучшие условия управления.