В обосновании акции, в ГАИ приводят свежую сводку. Так на выходных, водитель такси врезался во встречный автомобиль. Выяснилось, что у него отсутствовали путевой лист, страховой полис, а также разрешение на осуществление трудовой деятельности.
Говорит заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Дмитрий Титов:
«Всего в Башкортостане выполняет деятельность 15 служб по заказу легкового такси. В региональный реестр внесены сведения о более чем 20 транспортных средств. На февраль деятельность о перевозке легковым такси осуществляют почти 3,5 тысячи перевозчиков. В 2024 году выявили более 300 нарушителей правил перевозки пассажиров, на штрафстоянку поместили 68 транспортных средств».
Титов напомнил, что все таксомоторы должны иметь страховку.
«Во время рейдов проверяем у водителей такси наличие разрешительной документации, наличие цветографических опознавательных знаков, техсостояние машины, страхование гражданской ответственности перевозчика и другое. Так же важный момент – оказание услуг гражданам с ограниченными возможностями здоровья. Хотелось бы отметить, что если у перевозчика нет обязательного страхования, то при возникновение ДТП страховая компания не выплатит пострадавшим компенсацию».
Эксперт-транспортник Олег Арефьев усомнился в эффективности проводимой операции:
«Особого сакрального смысла она несет. Ловится с десяток зазевавшихся таксистов, кто-то без лицензии, кто-то без шашечек, ставится галочка и на этом все. В Уфе ситуация с такси сегодня может не самая хорошая, но и далеко не самая плохая. Вызвать и дождаться машину можно. Машины приезжают чистые и опрятные».
Арефьев полагает, что прессинг таксистов ограничится этой проверкой:
«Какие-то более серьезные мероприятия, не думаю, что будут проводится. Все понимают, что если такси парализовать и начать его по полной программе регулировать, то завтра такси станет проблемой. А такси в городе является частью общественного транспорта».
Официальный таксист Альберт указал на то, что правила перевозки очень переменчивы:
«Каждые полгода, и даже каждый месяц меняются требования, то АСГОП нужен, то разрешение, то в реестр входить, то наклейки должны быть. Однако много есть водителей с личным транспортом, которые редко выезжают на линию, им клеить наклейки и ставить желтый фонарь просто не имеет смысла. Наверное, имеет смысл принять все нормативные документы и уже по ним работать, а не так, чтобы постоянно их менять».
Рафаэль, руководитель центра подключения такси заметил, что перевозчики и сами контролируют бизнес.
««Яндекс» хорошо настроил работу сервисов, и карательные меры у него работали, и рейтинговую систему. Все жалобы и замечания сразу учитывались, давался приоритет новым машинам. А эти рейды повлияют только на то, что водителей станет в разы меньше. Этот отток уже наблюдаем. Процентов 70-80 это подработчики, которые таксовали по пути домой. Они не готовы делать АСГОП, это все расходы. И ради нескольких поездок они выполнять эти требования не хотят. Поэтому 60-70 процентов с рынка уйдет. Уже ушла».
По словам Рафаэля ушедшие из легального поля таксисты просто перешли в тень и также продолжают подрабатывать извозом:
«Да, многие от бордюра. Очень хорошо от бордюра работают в районах. Там до сих пор заказы по номеру телефону принимают, и они зарабатывают также… Чтобы легализоваться, нужно иметь лицензию. Уже финансовый удар на страховке, плюс машина теряет в цене, самозанятость сейчас сделали обаятельной, это дополнительный сбор от 4 до 6 процентов с каждого заказа. Гораздо проще им работать в черную».
Опрошенные эксперты заметили, что облавы на таксистов не приведут к повышению стоимости проезда, ее размер агрегаторы строго контролируют сами.