Что думает бизнес по этому поводу? Дмитрий Колпаков поговорил на эту тему с представителями рынка.
Елена Макарова, главный маркетолог компании Marten считает, что нужно смириться с новыми затратами и принять все как есть:
«В сложное время живем. Очередные налоги. Ничего здесь не поделаешь. Просто реклама станет чуточку дороже. Ну может быть будет больше порядка. Наверное начнут более тщательно фиксировать. Хотя и предыдущие законы тоже были с этим связаны. Как будто в рекламном бизнесе наводят системный порядок и отчетность».
Основатель креативного агентства BezNebes Евгений Никонов был в замешательстве от нового налога, заметив, что его бизнес и так платит все налоги:
«Любое желание государства забрать какую-то часть дохода с рекламного источника приведет к тому, что размещение рекламы на этом источнике подорожает. Рано или поздно, а скорее рано, государство все это будет жестко контролировать. Сейчас 3 процента, но в будущем этот процент будет увеличен. Для чего это делается? Чтобы пополнить казну. И чтобы понять у кого какие размеры бюджетов. Чтобы понять сколько крупных заказчиков есть в стране».
Никонов полагает, что государство намерено прощупать отрасль на предмет поиска крупных рекламодателей:
«Им хочется получить немножко денег с рекламного стола, потому что ранее это никто не регламентировал, хотя налоги были. И, второе, чтобы понять, где водятся сытые довольные коты в наше нелегкое время».
Платеж будет взиматься со всех распространителей рекламы в сети, в том числе СМИ.
Евгений Никонов заметил, что телевидение сейчас важно для власти, поэтому его освободили от бремени:
«Потому, что роль СМИ сейчас как никогда в «движении» страны важна, и в данный момент телек находится, не скажу, что в упадке, скорее находится в режиме полустагнации».
Владелец агентства BezNebes подчеркнул, что считает 3 процента только началом:
«Я думаю, что для начала - это стартовый процент. А потом все привяжется к объему. Потому, что богатые должны платить больше. Сейчас государство исповедует политику «чем богаче, тем и дороже». Всегда когда в стране кризис, единственная отрасль находящаяся под контролем государства – рекламная. Там деньги всегда были, есть и будут. Год назад государство увидело, что денег много в строительстве. И вот результат. Сейчас будет диджитал. Потому, что там деньги есть.
Вы же понимаете, что она подорожает не на 3 процента. Для того, чтобы покрыть расходы, а они в любом случае увеличатся, как минимум, в плане отчетности, стоимость рекламы вырастет в цене минимум на 5 процентов. Сейчас реклама (с 2022 года - ред.) маркируется. Маркировка привела к снижению маржинальности. Думаю, государство в конечном итоге будет само все рекламировать. Если государство сейчас увидит много денег, появится какой-нибудь «единый оператор», как в случае с маркировкой рекламы, через который мы будем все деньги прогонять».
Павел Зелёв, эксперт-практик в области SEO-продвижения сайтов, основатель федерального маркетингового агентства «Лидер Поиска» тоже обратил внимание на нюансы законопроекта:
«Юристы говорят, что возможно даже двойное налогообложение – как с агента, так и с рекламной площадки. Здесь есть нюансы, что (налог в 3 процента – ред.) может быть даже и выше. Документ еще будет дорабатываться и конечную цифру мы еще увидим... Но еще интересует свободная конкуренция. В наружной и тв-рекламе этого налога нет. Это (налог - ред.) идет в адрес определенной отрасли, что не совсем справедливо. Можем еще посмотреть в плоскость для каких компаний планируется введение налога. Освобождаются компании в составе учредителей которых есть государство. Это государственный СМИ. То есть коммерческие компании попадают под будущий налог, а если предприятие с госучастием – не подлежит (обложению - ред.)».
Под будущий налог теоретически попадают даже владельцы телеграм-каналов, продолжает Павел Зелёв:
«Указано, что все «рекламораспространители» на территории России. Есть официальная реклама Telegram Ads – через разных операторов можно запускать рекламные кампании. И в данном случае Telegram одна из площадок, таргетированная, контекстная. Telegram тоже попадает под налог».
Зелёв напомнил, что сейчас в интернете существует целая область серой и даже черной рекламы – это порносервисы, онлайн-казино и другие полулегальные, откровенно криминальные бизнесы. Этой рекламе не мешает ничего, и вряд ли ее распространители будут платить налог:
«Мы ведем рекламные кампании, отчитываемся перед операторами рекламных данных и вся реклама прозрачная. Есть серые области – как например онлайн-казино, которые как не платили и не отчитывались. Так и не будут».
По мнению эксперта, никто из официальных рекламщиков не уйдет в тень из-за налога, пока он составляет 3 процента:
«Есть официальные инструменты, которые так и будут отчислять. Это большие площадки - «Вконтакте», «Яндекс», тот же Telegram Ads – они будут в «белую». Будут ли частные небольшие рекламораспространители отчитываться, это уже другой вопрос. Мы видим, как действует маркировка реклама. Этот закон на нашей практике с коллегами, несет «шлейф». Не все доведено до оптимума. Не все отчитаются. Как все происходит со стороны надзорных органов? И как себя будут добропорядочно вести рекламораспространители – это уже второй вопрос».
Глава креативного агентства BezNebes Евгений Никонов полагает, что пока неизвестно, какую отрасль будут «стричь» следующей:
«Ближайший год можно «ехать» на рекламистах. Все зависит от того, сколько денег нужно будет государству для ведения дальнейших «действий». Мы не знаем сколько не хватает. Поэтому сложно ответить на вопрос, кого еще будут раскулачивать».
А вот Елена Макарова, главный маркетолог компании Marten, полагает, что на введение нового налога рекламному сообществу нужно ответить повышением качества контента:
«Я вообще сторонник того, чтобы все делать по букве закона. Не надо из этого делать трагедию. Думаю эффективнее будут работать над конверсией, самим контентом, и делать его максимально профессиональным, таким какой нравится людям, который полезен, и который удобно воспринимать».
Напомним, закон вступит в силу с 1 апреля 2025 года.