- 29 января 2026 16:49
- Новость
Вадим Самойлов: "Я верю, что миру и человечеству можно спастись"
30 января в Уфе прозвучат хиты «Агаты Кристи» в симфоническом исполнении. В преддверии события Бизнес ФМ Уфа поговорил с основателем и лидер группы Вадимом Самойловым о творческом пути, будущем рок-музыки, отношении к происходящему в мире и стоит ли ждать реюниона группы.
Вадим, начнём с простого. Почему именно формат с оркестром — это следование трендам или такой замысел?
– И то, и другое. Если посмотреть на самые ранние альбомы «Агаты Кристи», они изначально пронизаны симфоническим звучанием. Струнные партии, фортепиано, скрипки — всё это всегда было частью нашей музыки, просто в записях исполнялось синтезаторами. Например, один из первых альбомов, «Коварство и любовь» 1989 года, фактически сделан в жанре симфорока. Поэтому идея выступлений с оркестром витала в воздухе давно. Так получилось, что был некий толчок: этим летом мы сыграли большой концерт с оркестром Ленинградской области, у них есть фестиваль, оупен-эйр. Проникся этой историей и решил, что пора, тем более у меня юбилейный год был – 60 лет, сейчас уже 61, получил премию МУЗ-ТВ «Легенда». Настало время с выступить оркестром.
Это не «вечер при свечах». Нет, это не фрак и не бабочка. Это такой подлинный симфорок — Apocalyptica, симфорок британский или наш, то есть, полноценный бэнд и полноценный оркестр. Оркестр в чёрном, в casual-стиле, который играет рок. Это не специальная аранжировка, просто всё, что раньше было сыграно синтезаторами, сейчас играет более 30 человек.
Вадим, конечно же, не могу не спросить, хотя этот вопрос вам явно часто задают: возможен ли реюнион «Агаты Кристи»?
– Я думаю, что это крайне маловероятно. Наш расход с братом Глебом – это не результат какой-то ссоры или чего-то случившегося. Изначально было понятно, что в какой-то момент каждый из нас захочет свить свое «творческое гнездо». То есть, в какой-то период, нам было по пути, и потом мы разбежались, потому что он сейчас делает свою музыку, я – свою.
Естественно, есть общая база — хиты «Агаты Кристи», но, в общем-то, человеческого и творческого потенциала в этом нет. Мы наслаждаемся своим личным пространством и личным путем. Просто за деньги собираться и кататься – это скучно.
По мере взросления (мне 61, Глебу – 55), в творчестве с возрастом становится больше тебя самого в твоих песнях. А мы разные, можно представить себе различные диалоги, но это же не арт-проект, в котором много разных компонентов. Но в плане сольного творчества, оно исчерпывающе и каждый чувствуют себя самодостаточным.
Здесь, наверно, еще и повлияла смерть Александра Козлова, так или иначе.
– Я думаю, что нет. То, что мы разошлись бы с Глебом, это было неминуемо. Мы с ним очень разные, я бы сказал диаметрально противоположные практически по всем позициям. Поэтому это нормальная история, и если бы Саша Козлов был жив, у него бы был свой успешный поп-проект, и он бы был хорошим поп-продюсером или композитором.
Мало кто знает, что Александр Козлов — автор многих мелодий «Агаты Кристи», которые стали хитами: «Сказочная тайга», «На ковре-вертолёте», «Моряк». И он, например, автор песни, которая есть у «Отпетых мошенников» – «Люби меня, люби». Думаю, он бы в эту сторону пошел.
Но если говорить про ситуации, как у вас с Глебом, то такие противоположности обычно и создают что-то уникальное
Совершенно верно. В юности, когда сталкиваются два индивида, один такую радикальную позицию занимает, другой – другую, это как батарейка работает, искриться и добавляет свою энергетику. Теперь это батарейка должна быть в каждом, я копаюсь в своих темных сторонах, светлых. Исчерпываю, так сказать, неисчерпаемую тьму вселенной, которую еще можно реализовать в плане творческой энергии.
«Агата Кристи» – это, наверно, более мрачная сторона. Можно ли сказать, что вам уже, возможно, не так близок этот темный путь ?
– Это расхожее заблуждение, потому что «Агата Кристи» выстрелила на нескольких композициях, которые как бы с этой стороной связаны. На само деле там очень много юмора и веселья. Какой-то перекос в нулевых годах был, когда как раз было больше текстов моего брата, а он действительно в депрессии. Я все-таки в людей верю, я верю, что миру и человечеству можно спастись. Я этим пронизан, и даже если познакомиться с моими релизами, они философские, умные, но я бы не сказал, что они такие радужные. Но другое дело – есть ли свет в конце тоннеля в оценках, суждениях или нет? У меня он есть, потому я верю, что человечество может себя спасти и куда-то шагнуть. У Глеба, к сожалению, по-другому.
То, что «Агата Кристи» – одна из первых групп, которая вообще начал в это копать – в темную сторону человека и вообще в метафизику человека – ну, может быть. Были первые из популярных проектов, поимевших успех попсовый. Первые, кто так это демонстративно делал, копал. Потому что рок-музыка в принципе такая: послушайте тексты Кинчева, Ревякина или более ранние тексты Башлачёва. У них там внутренних самокопаний более чем. Просто «Агата Кристи» из числа этих самокопателей внутренних стала бешено популярной в попсовом понимании этого слова.
Возможно, еще и провокация сыграла здесь роль
– То, что мы использовали провокацию, как художественный прием – это факт. И я до сих пор ее использую. Это нормальная история в искусстве. То, что мы немного забияками были в этом отношении – это правда. И до сих таким остаюсь: у меня в текстах много таких пощечин самому себе, чтобы человек подумал: «Это что, у меня внутри такое?» Чтобы люди задумывались. Это мой почерк творческий такой, да.
И все равно, немного удивляет, что такая подача, направление и такие тексты стали мегапопулярными. С одной стороны, понятно, что время было такое, 90-ые
Фактор времени, безусловно, сработал потому, что если даже опять говорить про метапсихологию социальную и человеческую. Период 90-ых годов – это период массовых трансформаций условий внешних. То, что было – скромность, скованность или коллективизм, которые были в советском обществе, хоть и ханжески зализаны, но все-таки они были. Декларировалось, насаждалось и потом резкая смена идеологической и экономической парадигмы. То, что было ценным – превратилось в труху, то, что было порочным, стало рулить и все это создало эмоциональный тремор. Вот это задерганное с переживаниями эмоциональное состояние – оно было, и в это как раз ложились вещи не просто глубокие, а именно тревожащие. Это соответствовало духу времени: либо это, что называется "гуляй, рванина", либо "ой, страшно, что будет". То есть, диапазон страха был достаточно большой и он, в том числе, в юмористической, а иногда даже в достаточно трагедийной форме в песнях "Агаты Кристи" отражен. В некотором смысле саундтрек того времени.
Как вы считаете, если бы «Агата Кристи» появилась сейчас, она бы выстрелила?
– Я не думал. Я сказал, что мне нравятся определённые приемы, но я не музыкальный маркетолог. Я все же в большей степени не гонюсь за трендом, а пытаюсь честно высказываться от первого лица, и мне везет, что многим людям это заходит. Есть ли в этом доля интуиции? Бесспорно, есть. Кем бы я сейчас был? Я не знаю и в другом аспекте об этом скажу. Я до сих пор интересуюсь современной музыкой, молодежной средой, их высказыванием в музыкальном плане. Я наблюдаю опустошение достаточно заметное: дети наши достаточно хорошо овладели формой, красивые, модные, образ такой.
Но содержание…
Да, внутри эта пустота чувствуется. Поэтому я считаю, что сейчас большой запрос на заполнение вот этой пустоты. То есть, если сейчас кто-то начнет говорить что-то очень сермяжное, правдивое, близкое и понятное, не про свои страдания в большом городе, а про что-то другое, например, про свою внутреннюю мотивацию. Ну и в принципе, ситуация сейчас этому содействует.
Полную версию разговора слушайте в аудиоматериале.
Рекомендуем:
Популярное
Госслужащих Башкирии начали обучать работе с нейросетями. Предполагается, что ИИ сэкономит до 60% рабочего времени чиновников
Продажи алкоголя в Уфе упали на 10%
«Ростелеком» начал обучать башкирских госслужащих работе с искусственным интеллектом
Реконструкцию уфимского цирка планируют начать в этом году
Самозанятость в Башкирии оформили порядка 300 тысяч человек
Последние новости

