Суббота, 11 октября 2025

ЦБ

$ 81.41

94.70

BRENT

$ 62.65

/

5100

RTS

1004.38

16+

+16

  • 10 октября 2025 17:44
  • Статья

В Башкирии предложили запретить мелкий шрифт в кредитных договорах


Лента новостей

Предлагается установить ограничения на использование графических приемов — различий в фоне, цвете и теме, когда одни условия отображаются менее заметно по сравнению с другими.

Дамир Губайдуллин

На оценку в Совет законодателей страны проект внесло Госсобрание республики. «Недобросовестные кредиторы намеренно включают эти моменты по тексту договора и обходят таким образом требования законодательства об указании всех условий в тексте», — говорится в пояснительной записке. Также региональный парламент предлагает запретить включать в условия договора о потребительском кредите или займе указания или ссылки на ресурс, где клиент может получить полную информацию об условиях соглашения.

 Глава направления анализа банковской деятельности аналитического центра Университета «Синергия» Антон Рогачевский сомневается, что такие поправки примут.  Как подчеркнул специалист,  согласно ГОСТу, для использования при оформлении договоров рекомендован шрифт с кегелем 12, 13, 14, но это не необязательно к соблюдению. Региональный директор Национальной фабрики ипотеки по Башкирии Ольга Садыкова инициативу поддерживает, отмечая, что потребитель должен обладать полной информацией на момент подписания договора:

 «Поддерживаем инициативу с запретом мелкого текста и мелкого шрифта в кредитных договорах. Все-таки, это не самый простой продукт. К тому же, многие банки предлагают различные дополнительные опции. Потребитель должен четко знать свои права и обязанности по кредиту на этапе подписания документов. Да, в договоре есть полная стоимость кредита, но мелким шрифтом могут быть написаны ограничения. Важно дать потребителю полную информацию в момент подписания документов».

 

Юрист Александр Щербинин, вместе с принятием поправок по шрифту также предлагает ввести ограничения на общий объем договора до 5 страниц:

 «Условия, которые, так или иначе, влияют на размер оплаты, переплаты клиента, они как-то завуалированы.   Недопустимая ситуация, когда кредитный договор состоит из одной страницы, а внизу – QR-код или ссылка: «На нашем сайте вы можете ознакомиться с полными правилами». Даже если мы говорим про молодого человека, который умеет пользоваться интернетом и телефоном.  Он может перейти на сайт и найти актуальные правила, может найти неактуальные, то ли они в прошлой редакции; то ли это тарифы, условия и правила по кредитному договору, а у него кредитная карта и искать нужно было в другой вкладке. Кроме того, что все это должно быть крупным шрифтом, я бы подумал над тем, чтобы договоры с физлицами должны быть не больше 4-5 листов. Все необходимое в это количество можно уместить. Чтобы человек физически это мог осилить, прочитать и осмыслить».

 

Напомним, с этого года вместо мелкого шрифта в рекламе банки указывают QR-коды, а также вставляют предупреждающие фразы. Так, если указываются условия, влияющие на полную стоимость кредита, должна присутствовать надпись: «Изучите все условия кредита на сайте» с указанием ссылки. Если таких условий нет, то в рекламе должна быть фраза «Оценивайте свои финансовые возможности и риски».

поделиться

поделиться


Популярное