Пятница, 17 января 2025

ЦБ

$ 102.81

106.10

BRENT

$ 80.96

/

8323

RTS

895.83

16+

+16

  • 16 января 2025 15:38
  • Статья

Как житель Челябинской области смог незаконно добыть больше 1,5 кг на территории Башкирии, оставаясь незамеченным?


Лента новостей

ФСБ возбудило уголовное дело по факту незаконного оборота драгоценных металлов на территории двух регионов, включая Башкирию. Подробности в материале Дмитрия Колпакова.

freepik.com

Предполагаемый злоумышленник — житель поселка Ленинск Челябинской области. Он добывал золото в Учалинском районе, использовал промышленные машины и оборудование. У него изъяли золотые самородки общей массой 1,6 кг. По заключению специалистов стоимость драгметаллов составила более 14,1 млн рублей.

Сообщается, что общая площадь разработки месторождения превысила 100 тысяч квадратных метров, при этом пострадал не только лес, но и местная река: для промывки драгметаллов было изменено ее русло.

Как так получилось, что после всех рейдов, ужесточения надзора за добычей, браконьеры, не скрываясь, моют золото при свете дня, оперативно прокомментировать не смогли ни в минэкологии Башкирии, ни в региональном Росприроднадзоре.

Министр природопользования и экологии республики Нияз Фазылов в декабре 2023 года написал в соцсетях, что в Башкирии усилен контроль в сфере золотодобычи, а министерством создана рабочая группа для мониторинга ситуации в сфере недропользования в том самом Учалинском районе. В феврале 2024 года Фазылов в эфире программы «Честно говоря» заявил, что законодательная база нуждается в совершенствовании, так как в стране не предусмотрена уголовная ответственность за нелегальную добычу полезных ископаемых без лицензии.

Шамиль Валеев — первый заместитель председателя комитета Курултая по развитию институтов гражданского общества, информационной политике и делам религий  считает, что ни районные, ни поселковые власти, даже если знают о раскопках, не способны побороть черных копателей:

«Против «бандосов» сельсовет должен с берданкой бегать? Это работа правоохранительных органов: незаконная добыча драгметаллов – федеральное введение».

 

При этом депутат полагает, что добыча золота постепенно декриминализуется:

«Обрывочные данные о том, что у нас что что-то непонятное с добычей драгметаллов и нерудных материалов происходит в Зауралье, всю мою журналистскую карьеру с 90-х годов сопровождают. Но движение по наведению порядка в многолетнее отлаженном где-то законном, где-то незаконным, где-то серым, а где-то абсолютно преступном бизнесе по расхищению таблицы Менделеева, началось в 2018 году с приходом Хабирова».
 

Юрист по земельному праву Екатерина Малахова полагает, что и сейчас есть все необходимые инструменты для борьбы с копателями:

«У нас есть классический муниципальный контроль, покрывающий большую часть земельных участков, соответственно, если есть нецелевое использование участка, выписывает предписание или штраф».

 

Малахова заметила, что ситуация касается не только добычи золота, но и всего остального: песка, гравия, глины, плитняка и прочего:

«Земельный контроль следит не только за участками, переданными в аренду, но и в целом должен следить. Понятно, что администрация (района – ред.) в случае выявления нарушения может обратиться в муниципальный земельный контроль, чтобы проверить на предмет добычи ископаемых и есть ли на это разрешительная документация».

 

У эксперта есть свое объяснение, почему на заезжего золотодобытчика никто не обращал внимания:

«Чем больше ложь, тем проще в нее поверить. Человек, который что-то раскапывает, у других зачастую не вызывает сомнения, если он так себя уверенно ведет. Все думают, что у него есть документы. Как бы странно это не звучало. В защиту госорганов хочу сказать, что следить за каждым участком не особо возможно».

 

Зариф Байгускаров — член комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды полагает, что задержанный черный копатель – всего лишь часть огромного бизнеса по разработке нелегальных приисков и надо искать полулегальную «крышу»: 

«Думаю таких случаев не мало, и это один из них. Это не просто добыча  кустарным способом, это одно из промышленных предприятий, добывающих золото. Учитывая объем обнаруженного золота, конечно же он не один работал, а какое-то предприятие со всем необходимым оборудованием. Предполагаю, что оно имело лицензию и показывало ноль добытого золота. Иначе должны будут платить налоги. У нас от добычи золота поступают мизерные суммы в виде налогов, а ущерба на сотни миллионов. Ему грозит ответственность за кражу, незаконное пользование недрами и в том числе незаконный оборот металлов».

Депутат посетовал, что и легальные добытчики нарушают закон: скрывают реальные объемы намытого золота и бросают раскуроченные участки. По его словам, выход простой:

«Не так давно на комитете этот вопрос обсуждали, я предложил отменить мораторий на проверки бизнеса в части недропользования. Сегодня их никто не проверяет. Нужно чтобы они платили налоги. Мы ведь не против: пусть получают лицензию, платят налог и указывают добытое».

 

Байгускаров сообщил, что внес законопроект, меняющий механизм получения лицензии:

«Суть законопроекта в том, что будет создан фонд, в который, для получения лицензии недропользователя, нужно внести средства. Не провел рекультивацию после добычи и нет акта приемки земли, тогда деньги пойдут на возмещение ущерба, нанесенного природе».

Что же касается самородков, найденных у челябинца, то они перейдут в федеральную казну. Самосвалы, тралы, экскаваторы у золотодобытчика будут изъяты в доход государства, а ему придется рекультивировать поврежденные участки.

 

поделиться

поделиться


Популярное