Четверг, 14 ноября 2024

ЦБ

$ 98.37

104.29

BRENT

$ 72.74

/

7155

RTS

871.48

16+

+16

  • 13 ноября 2024 17:01
  • Интервью

Бизнес по-женски: Мария Лапук о том, как преодолевать страхи и развивать свой бизнес


Лента новостей

Совладелец PR-агентства Vinci Agency о предпринимательстве, гендерных стереотипах и важности внутренней дисциплины. Ведущие — Кира Павлова и Рушана Талисова.

 Мария, первую очередь хочется задать вопрос: когда и как ты решила стать предпринимательницей?

-О, это долгий путь. У меня вынужденное предпринимательство: я не смогла найти классную работу и решила создать её для себя сама.

Как думаешь, с предпринимательской жилкой нужно родиться, или её можно развить?

-Я считаю, что это невоспитанная штука. Тут должно совпасть два качества — оптимизм и высокая склонность к риску. Предпринимательство — это микс этих двух качеств. Люди, у которых они есть, не боятся вложить и деньги, и своё время, чтобы рискнуть и увидеть, что получится.

То есть, каждый предприниматель имеет свою "модель риска"?

-Да, у всех она разная. Кто-то стремится всё сохранить, избегая рисков, а кто-то наоборот рискует сильно. В предпринимательстве важно, чтобы модель риска была чуть выше среднего, но не предельной. Это оптимально.

О страхах. Как с ними бороться?

-Страх — это всегда обратная сторона чего-то интересного. Нужно понимать, что он показывает, куда тебе стоит идти. Например, я жутко боюсь летать, но часто летаю, потому что в страхе я вижу возможность роста. Страх в предпринимательстве — это важный источник для личностного развития.

Согласна, в бизнесе по-женски у многих девушек есть маленький бизнес, но не хватает веры в то, что он может вырасти в крупный проект. Как им поверить в себя?

-Размер бизнеса не всегда зависит от веры в себя. Если человек уже начал своё дело, он точно в себя верит. Проблема в том, что не каждый может представить, что его бизнес может стать крупным. И не всем это нужно. Некоторые хотят иметь уютную кофейню у дома — это тоже классный бизнес, который приносит радость, и не хуже корпорации. У каждого своё представление о том, что такое "большое".

А какие были первые проблемы, с которыми пришлось столкнуться при запуске бизнеса? Нанимали людей, искали клиентов?

-Да, сначала был страх от того, что не понимали, кого из специалистов нанимать. У меня был партнёр — Саша, и у нас у обоих не было опыта в агентствах. Это было классно и сложно одновременно, мы много ошибались. Делали бизнес с нуля, без шаблонов.

Партнёр — мужчина. Были ли гендерные предрассудки?

-Нет, у нас в этом плане всё было хорошо. Наоборот, шутила, что жаль, что не мужчина — можно было бы вместе ходить в баню, решать вопросы быстрее. Мне повезло, я всегда работала в сферах, где нет сильных гендерных предубеждений, например, в PR, технологиях, телекоме. Но я знаю, что в тяжёлой промышленности это может быть иначе.

Если говорить о вложениях, с каких сумм начинали?

-Вложения как таковые были минимальны, всё было органично. Я работала в найме, потом консультировала, и когда у меня стало много контрактов, возникло агентство. На старте у нас было около 5–6 миллионов рублей ежемесячно, и мы несколько лет реинвестировали прибыль, выплачивая себе лишь зарплаты.

Как воспитать в себе дисциплину для реинвестирования прибыли, когда хочется тратить на что-то приятное?

-Мне в первые годы не хотелось ни вещей, ни машин. Я полностью погрузилась в бизнес. Спустя лет пять только захотелось что-то для себя. Тогда появилась идея вознаграждать себя за завершение сложных проектов, например, покупкой какого-то символического предмета — кольца или платья.

Какая покупка была самой запоминающейся?

-У меня есть привычка делать такие подарки себе за успехи. Например, после сложного проекта могу купить кольцо или платье. Это как якорь, символ того, что я достигла чего-то значимого.

Женский бизнес и эмоции: как ты справляешься с ними в работе?

-Я научилась сохранять самообладание, даже в сложных ситуациях. Коллеги шутят, что я кричу три раза в год, и когда это случается, они реально отмечают день. Эмоции есть, но я не вижу смысла вовлекать в это других.

Правда ли, что мужчинам легче масштабировать бизнес, чем женщинам?

-Бизнес не имеет гендера. Его масштабирование зависит не от пола, а от личных качеств человека: дисциплины, психологической устойчивости и других факторов. Само по себе это сложно психологически, нужно преодолевать внутренние барьеры. Например, мне было сложно представить выручку выше определённой суммы, хотя мы её давно перешагнули.

Возникает больше ответственности или новых проблем на этом этапе?

-В агентском бизнесе каждый уровень выручки приносит новые задачи: сначала ты учишься нанимать, потом делегировать, потом управлять финансами. Каждый переходный этап — вызов, и компетенции тоже должны расти. Я много общаюсь с предпринимателями, и это универсальная ситуация.

 

поделиться

поделиться


Популярное